Москва +3 °C, дождь.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM
Курс ЦБ на 23.03 USD:  57.63600,403 EUR:  62.26990,539 Курс нефти Brent: 50,73-0,2
BIM

Лента новостей

18:02
Что решили по вопросу о сносе московских гаражей на заседании ОП РФ
17:53
Почему немцы уверены, что Польше не сорвет проект «Северного потока-2»
17:36
На Нижне-Бурейской ГЭС принято ложе водохранилища до отметки 128 м
17:08
В новой Москве масштабно отремонтируют 75-летний дом в поселении Мосрентген
17:05
При взрыве газа на Изумрудной улице Москвы пострадали 13 человек
16:44
Главу ФГУПа, строившего резиденцию Президента РФ обвинили в страшном
16:38
В Новосибирске на стройке крупного ТЦ рухнуло перекрытие
16:18
Через Павелецкую железную дорогу в Москве возведут пешеходный переход
16:14
Где можно увидеть фантастическую реальность Керченского моста
15:46
В Москве ищут покупателя старинного доходного дома в центре города
15:21
Консультативно-диагностический центр построят на юго-западе Москвы
15:05
Жуткая гибель тракториста при строительстве ЛЭП под Казанью
14:43
В 2017 году в Москве построят 24 новых школ и детсадов
14:26
В Москве между проспектами Вернадского и Мичуринским проложат дорогу за 674,3 млн
14:19
Объявлено, когда в России начнут действовать новые ГОСТы по кровлям
14:08
Сергей Собянин назвал главную градостроительную проблему Москвы
13:52
Каким в МГСУ построят шикарный плавательный бассейн
13:42
Как реально в январе и феврале снизился ввод жилья в России
13:22
Под Белгородом задержан глава стройфирмы, укравший у дольщиков 400 млн
13:00
Кто в Куршевеле ограбил дачу российского миллиардера Михиала Прохорова
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Последние комментарии

Архитектор Рубен Аракелян: Для людей творческих профессий скромность смерти подобна

logo russianconstruction.com
Архитектор Рубен Аракелян: Для людей творческих профессий скромность смерти подобна

Как молодому архитектору пробиться в жесткой конкурентной среде? Об этом рассказывает руководитель бюро WALL Рубен Аракелян

Как начинающему архитектору грамотно продвинуть себя на рынке? Как найти престижную вакансию, получить интересный заказ? Об этом мы поговорили с успешным молодым архитектором, руководителем архбюро WALL Рубеном АРАКЕЛЯНОМ.

 

Молодо — не зелено?


— Рубен, Вы еще достаточно молодой человек, но достигли уже больших высот в профессии, Ваше бюро пользуется авторитетом. Поделитесь опытом, как молодому архитектору пробиться на этом рынке? Как о себе заявить, с чего начать?

— Не открою Америки: во-первых, нужно прилично учиться. Я учился в МАРХИ у Андрея Борисовича Некрасова и Александра Цыбайкина, причем достаточно успешно: окончил архитектурный институт с красным дипломом и золотой медалью. А потом меня заметил Юрий Григорян

 

— А как сделать так, чтобы тебя заметили?

— Некоторые считают, что судьба сама подкинет им счастливый шанс — так сказать, покажет свет в конце тоннеля. У меня же такая философия: ничего ждать не нужно, человек сам должен себе устраивать микрореволюции, ставить какие-то высокие планки. Сам себе «зажигать лампочку» — и к ней идти. Никто тебя по жизни двигать не будет.

У меня была цель попасть в «Проект Меганом» — мне очень нравились проекты этого бюро. Я сам себе поставил эту высочайшую планку. Естественно, начал искать способы познакомиться с Юрием Григоряном.

Однажды, поборов стеснение, подошел и пригласил на свою выставку, сказав: «Юрий Эдуардович, посмотрите, пожалуйста, мои работы. Мне интересно Ваше мнение». И он пришел! Так мы познакомились поближе. А потом, уже на пятом курсе, он позвал меня к себе на практику.

Тут надо оговориться: важно, чтобы твое желание совпадало с твоими возможностями. Иногда, увы, оказывается, что эти две вещи не совпали.

…Практика в бюро «Меганом» была первым счастливым событием в моей жизни. Здесь я многому научился. Сделал проект, за который получил золотую медаль. А потом попал к Григоряну на работу.

 

— Вы считаете, что молодой человек должен как можно активнее, без стеснения заявлять о себе?

— Вот говорят, что скромность украшает человека. По-моему, это все полная чепуха. Скромность — это могила для людей творческих профессий. В 21 веке работает другой алгоритм. Продвигать себя и свое творчество — вполне нормальный путь для профессионала, который что-то хочет сделать для мира.

В США, кстати, этому учат в школах. А наша «стеснительная» ментальность — одно из наследий советской эпохи.

 

Как поймать волну

— Почему же, будучи на хорошем счету, Вы вдруг решили уйти из «Меганома»?

— Я проработал в бюро «Меганом» шесть лет. Дорос до партнера. И в какой-то момент почувствовал, что моя жизнь превращается в рутину: все слишком стабильно. Словом, хватился: мне уже 26 лет, а я еще ничего прорывного не сделал.

У американцев есть такая сентенция: «Если у вашего ребенка нет проблем — купите их». Я «купил себе проблему» в виде бюро, которое организовал. Мы вместе с партнером по профессии Айком Навасардяном открыли собственную архитектурную мастерскую.

Это оказалось, знаете, таким вызовом, экспериментом. Благо, что на тот момент мы не были обременены семьями. Поэтому решили рискнуть.

Архитектор Рубен Аракелян: Для людей творческих профессий скромность смерти подобна

 

— Что Вам, по большому счету, дало участие в конкурсах?

— Возможность активно развиваться, заниматься интересными проектами. Думаю, апофеозом нашего развития стало попадание в десятку финалистов конкурса на проект станций метро Солнцево и Новопеределкино, который проводило Правительство Москвы. Учитывая тот факт, что нам тогда не было и шести месяцев, это достойный результат! Этот проект прогремел в интернете. После этого мы получили кучу заказов.

К слову, важно отметить и новую политику молодой команды Москомархитектуры в лице главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Я имею в виду проведение большого количества конкурсов с приглашением молодых архитекторов. На мой взгляд, это бесценная возможность и инструмент развития для молодого поколения.

Кстати, в 2015 году мы выиграли конкурс «Лучшее архбюро России» в рамках фестиваля «Арх Москва».

Когда у тебя есть профессиональная репутация, к тебе приходят люди. Для них, кстати, это определенная экзотика: молодое бюро, людям 30—32 года, а младшим архитекторам — так вообще 22—25.

 

Молодой архитектор должен работать 105 часов в сутки

— Может ли молодой человек просто зайти с улицы в какое-то бюро, которое ему интересно, нравится? Какие у него шансы там трудоустроиться?

— Между прочим, многие наши сотрудники именно так и появились. Проходили, зашли, остались. Мы с ними пообщались и поняли, что это «наши» люди. Для меня главное в человеке — архитектурный кругозор. Его вкус, отсутствие какого-то страха.

Архитектор Рубен Аракелян: Для людей творческих профессий скромность смерти подобна

 

— То есть Вы не боитесь таких людей, которые заходят к Вам с улицы, не по рекомендации?

— Да, мы очень открыты. Вообще, формирование бюро у нас проходит очень демократично. В традиционных мастерских существует жесткая иерархия: главный архитектор, ведущий архитектор и т.д., много ступенек. А у нас — только два ведущих, остальные имеют равные права, равное авторство, равный финансовый процент.

Поэтому люди заинтересованы делать как можно больше проектов.

 

— Важно ли для молодого архитектора работать 24 часа в сутки?

— Важно работать 105 часов в сутки — вырабатывать свой художественный язык. Не лениться, делать как можно больше макетов из гипса. Это подкупает и архитектурное сообщество, и заказчика.

 

— Сейчас модно стало ездить на стажировки: кто-то стажируется у японского архитектурного гуру Кенго Кумы, кто-то в ELEMENTAL у Притцкеровского лауреата Алехандро Аравены и т.д. Насколько важен такой зарубежный опыт?

— Это замечательно. Такой опыт, по идее, должен быть у каждого начинающего архитектора. Я и сам, пока учился в институте, стажировался во Франции, в Страсбургской Высшей школе архитектуры.

 

— И что Вы там для себя приобрели: широкий кругозор, другой взгляд на архитектурное творчество?

— Во-первых, опыт коммуникации. Обучение происходит в ходе обмена идеями, предпочтениями.

Второе — это совсем другая архитектурная школа, иная философия, мышление. Школа международная: там учатся студенты из разных стран: Италии, Кореи, Германии, Китая. Получается, что это еще и обмен культурами.

Там понимаешь, какая линия сейчас преобладает в архитектуре.

Архитектор Рубен Аракелян: Для людей творческих профессий скромность смерти подобна

 

— Вы сказали о другом взгляде на архитектуру? В чем его особенность?

— Там архитектурное образование очень привязано к реальности. Студент работает с реальными материалами и реальными заказчиками. Его учат работать «на земле».

Кроме того, все проекты делаются в группах, и преподаватель требует умения коммуницировать друг с другом. Человек получает навык презентации своих идей, навык коллективной работы.

Сегодня профессия архитектора далеко ушла от рисования и макетирования. Нужно понимать мир, в котором ты живешь, уметь его анализировать. Формальным вещам можно научиться: чертить проекты, делать отмывки, — а вот уметь мыслить — нет.

 

Обменялись идеями, и у каждого стало по две

— Как Вы оцениваете архитектурное образование у нас в России? Может быть, причина того, что молодые люди не могут найти приложение своим силам, в том, что они просто-напросто слабо подготовлены?

— Начнем с того, что у нас в России очень мало архитектурных школ. В той же Франции их в каждом городе по 5—6 штук. В нашем же отечестве их по пальцам можно пересчитать.

 

— …но у нас же есть архитектурные факультеты при художественных академиях. В Петербургской академии художеств есть такой факультет. Кроме того, не надо забывать об архитектурном образовании в строительных университетах…

— Это так. Но мое мнение: все-таки должны быть самостоятельные архитектурные школы. Там могут учиться 10 или 50 человек, неважно. Главное, чтобы они были разными. Чем больше авторских учебных заведений, тем интереснее обмен.

Есть такая поговорка у Бернарда Шоу: «Если у тебя в руке яблоко и у меня в руке яблоко, мы обмениваемся — и у каждого осталось по яблоку. А если у меня есть идея и у тебя есть идея, мы обмениваемся — и у каждого стало по две идеи».

То же самое с образованием. Чем больше школ, подходов, мастерских, тем интереснее диалог. У студента есть выбор. Обмен разными компетенциями обогащает кругозор.

Архитектор Рубен Аракелян: Для людей творческих профессий скромность смерти подобна

 

— А что же МАРХИ, наш головной архитектурный вуз, совсем сдал позиции?

— …там, к сожалению, подход к обучению остался еще советским. Хотя это мой родной вуз, но должен отметить, что он как-то тяжеловато открывается миру.

Здесь непонятная система распределения часов по предметам. Все разъято: проектирование отдельно, конструкции отдельно, теория и философия — тоже отдельно. Но ведь в жизни все это взаимосвязано. Ты не можешь делать проект без теории, а креативную составляющую продумывать без знаний о конструктиве.

В новых же школах, типа МАРШ, КБ «Стрелка», все эти вещи переосмыслены. И я хотел бы, чтобы в Москве было не три, а сто три авторских школы, чтобы они могли между собой обмениваться.

 

— Почему, на Ваш взгляд, мы не привлекаем к обучению мировых знаменитостей?

— Думаю, дело в элементарной боязни конкуренции. Наши педагоги — в основном непрактикующие архитекторы. А когда в преподавательскую среду приходит свежий архитектор, имеющий собственную архитектурную практику, происходит некое «окунание» в действительность. Понятно, что в этой ситуации конкурентоспособность «кабинетных» архитекторов резко падает.

 

— Молодой архитектор нашел работу, устроился в престижное бюро. С чем он в самый первый момент сталкивается, с какими проблемами, несоответствиями?

— Первая проблема — это коммуникация. Существующая система воспитывает очень эгоистичного профессионала. На практике оказывается, что проект нужно делать в команде. В команде большое количество людей. С ними надо уметь договариваться.

Вторая проблема — общение с заказчиком. Обычно начинающий специалист не умеет общаться с девелопером. Архитектор как бы не понимает, что проект строится не на его личные деньги, а на средства заказчика. Нужно уметь прислушаться к его пожеланиям.

Или, наоборот, суметь продавить свое. Донести до человека свою идею. Дать точные объяснения, которые транслируются не на птичьем языке, а в понятной форме.

Истерить: «Да я такой крутой!» — бесполезно. Нужно находить консенсус со строителями, заказчиками, коллегами. Вот тогда твой проект имеет шанс реализоваться.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

 

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх